Как мотивировать сотрудников? Мотивация «работает» через сопричастность и должна порождать эмоции

Суббота, 30 декабря 2023 г.
Сегодня все больше людей осознают, что зарабатывание денег уже не является единственной целью их жизни. Они ищут больше чем просто работу, они ищут дело, которое будет приносить им смысл и удовлетворение. Вместе с этим возникает желание обсуждать и делиться своими устремлениями и находками с коллегами и партнерами.
Человек перед публикой

Создание эмоциональных историй — это необычный и волнующий подход, который с успехом используется для передачи ценностей и идеалов. Такие истории захватывают внимание и вызывают эмоциональную реакцию у слушателей. Они помогают людям осознать свои внутренние мотивы, страсти и ценности, что делает их более мотивированными и вовлеченными.

Цель внутри тебя

Отправная точка истории, рассказываемой вовне, — тот момент, когда перестаешь стремиться к достигаторству, т.е. к поиску цели снаружи. Вдруг обнаруживаешь, что гораздо важнее цели, которые формируются внутри. Как это происходит: сначала замечаешь, что перестаешь получать эмоциональный заряд от того, что давало его раньше. Такую ситуацию называют выгоранием, потерей интереса — т.е. нарушением баланса между внутренним миром и внешней средой. По привычке можно попытаться вернуть его через изменения снаружи — допустим, смену работу, места жительства, партнера. Во внешнем мире вообще многое можно поменять, но в результате упираешься в ощущение хождения по кругу. Вместе с тем начинаешь понимать, что, меняя что-то внутри себя, можно изменять и внешнее тоже. С этого момента и начинает формироваться твоя история.

Руководство к действию

Историю можно рассказывать в любом жанре — от сказки до триллера или драмы в зависимости от того, что лучше поможет достучаться до конкретного слушателя.

Если твоя речь откликается его эмоциональному опыту, ему есть чему быть сопричастным — и он оказывается внутри твоей истории. А если нет, то воспринимает ее просто как информацию со стороны. Она быстро «улетает», если ни с чем ее не проассоциировать. А для четкой ассоциации (и последующего запоминания) как раз и нужна эмоциональная сопричастность слушателя и рассказчика.

В широком смысле сторителлинг ставит перед собой две задачи, которые, на мой взгляд, успешно решает. Первая задача — привлечь и удержать внимание слушателя, а вторая задача — побудить его к действию. После того как я рассказал историю, что-то должно произойти: иначе зачем же я все это говорил? В этой логике, например, выстраивается коммуникация между руководителем и сотрудниками. Это всегда эксперимент и в некотором роде игра, которая обусловлена определенными правилами. При этом руководитель рассказывает историю с конкретной целью, чтобы вдохновить или чтобы вызвать какую-либо другую эмоцию (например, стыда, страха, сопереживания, вовлеченности и т.д.) и прийти к итоговому результату. В сторителлинге он опирается на свой коммуникационный опыт, начинающийся с самого детства — оттуда формируется и его умение анализировать, и работа с нарративом. Коммуникации в целом — основной инструмент нашего познания.

Как мотивировать сотрудников? Чтобы мотивировать сотрудников с толком, рекомендуется использовать несколько инструментов и проверенных способов:
Выдавайте премии, создайте систему дополнительного материального вознаграждения, если она еще не существует. Поздравляйте сотрудников с днем рождения и другими важными праздниками – так вы подчеркнете их значимость и получите лояльность. Не стесняйтесь выражать благодарность за проделанную работу. Особенно когда работник отлично справился с большой и сложной задачей. Подумайте над опцией дополнительных выходных дней. Если это возможно, попробуйте повысить текущую квалификацию персонала. Например, позовите на семинары, тренинги и другие подобные мероприятия. Таким образом вы не только вкладываетесь в развитие кадров, но и компании, ведь полученные знания будут применяться на практике. Делитесь планами и целями компании, отдела, начальства. Когда работник точно понимает, каких высот надо достигнуть, это мотивирует еще сильнее. Проводите корпоративные мероприятия или устройте тимбилдинг. Люди знакомятся друг с другом в неформальной обстановке и становятся не просто коллегами, а командой. А мотивированной команде ничего не страшно. «Подкидывайте» менеджерам нестандартные задачи, не бойтесь делегировать полномочия. Это позволит раскрыть персонал с новой стороны, а сотрудникам точно не будет скучно.
Что мотивирует сотрудников? Можно выделить такие основные мотиваторы: деньги, стабильность; свобода внутри компании — гибкий график, возможность выбирать проекты, возможность привносить и развивать свои идеи, перспективы развития; хорошие отношения, причастность к команде, ощущение вклада в общее дело;
Примеры мотивации сотрудниковВ десятку лучших методик мотивации входят:
Достойный уровень зарплаты
Устная похвала
Обращение по имени к каждому трудящемуся
Предоставление внепланового выходного
Памятный знак
Карьерный рост
Уважительное отношение к мнению подчиненных
Личные встречи руководства с персоналом
Доска почета
Гибкий график работы
Способы мотивации персоналаМетоды мотивации сотрудников можно разделить на две основные категории:
Материальные. Например, денежные вознаграждения, социальное обеспечение, скидки на продукцию и иные варианты финансового поощрения. В эту же категорию относят и штрафные санкции.
Нематериальные. Это может быть карьерный рост, предоставление обучения за счёт компании, публичное признание заслуг.

С одной стороны, через историю руководитель выстраивает и укрепляет свой авторитет, но, с другой стороны, ему важно транслировать и уязвимость. Без нее не существует доверия. Ведь я могу доверять только человеку, такому же, как я сам. Если я доверю кому-то свой секрет — мы обязательно сблизимся, это обоюдный процесс. При этом уязвимость по-своему тоже помогает зарабатывать авторитет. С пониманием этого в бизнесе сегодня появляется заметно больше человечности. Авторитет постепенно вытесняет авторитарность.

Будни в офисе

Каждый руководитель выбирает для себя наиболее подходящий под свои коммуникационные задачи инструмент. Во многом этот выбор зависит от эмоционального опыта, сформировавшегося в ходе его карьеры. Например, один человек понял, что управлять можно исключительно через страх, и поскольку он искренне в это верит, у него это будет получаться. Другой же на основании своего опыта решил, что управлять можно только пряником. И вновь, если он искренне в это верит, у него это будет получаться не хуже, чем у первого. По-прежнему все проявляется в ходе постоянного коммуникационного эксперимента, и практика для каждого остается критерием истины.

«Путь» истории

История всегда состоит из преодоления и постепенного восстановления баланса между внешним и внутренним. Сначала нужно что-то потерять, чтобы потом приобретаемое оказалось ценным.

Чтобы встать «на путь» истории, нужно выйти из зоны комфорта. Это обязательно — ведь нахождение в ней не дает человеку никакого движения. Он может выбить себя из этого состояния сам — экспериментируя, но все же не чрезмерно. Хорошо осознавая, как далеко он готов зайти и для чего именно.

Двигатель любой истории — конфликт. Он может быть внутренним — конфликт с самим собой. Или внешним, с участием других людей. Во втором случае он может даже оказаться (и скорее всего окажется) продуктивным для обеих сторон. Ведь конфликт — это не всегда плохо, и это всегда движение.

Начальник кричит на подчиненных

История «работает» через сопричастность и должна порождать эмоцию. Для этого она должна быть искренней, а это значит — требовать некоторого усилия для озвучивания. Если же история не отзывается слушателям — что ж, у рассказчика вновь появляется потребность что-то поменять.

История все время эволюционирует и по-разному отражается в наших мечтах. Каждый раз она может быть рассказана по-новому, но при этом оставаться цельной и единой для своего героя.

Внутренняя история — важный инструмент для руководителя, стимулирующий движение вперед и создающий новый эмоциональный опыт. Нарративная практика расширяет границы восприятия, позволяет по-новому увидеть привычные вещи или ситуации, чтобы более эффективно ими управлять. Она помогает оторваться от операционного уровня, чтобы перейти к стратегическому планированию не только на краткосрочную, но и на очень долгосрочную перспективу. Ведь настоящая история создается — и в жизни, и в деле — на века.

Содержание