Эгоцентризм собственника бизнеса или в чем проблема авторитарного стиля

Пятница, 22 декабря 2023 г.
Выгорание и разочарование могут стать неизбежными последствиями, если собственник компании не умеет доверять своим сотрудникам. Отсутствие доверия часто приводит к микроменеджменту, когда руководитель пытается контролировать каждый шаг своих подчиненных. Это поведение не только оказывает негативное влияние на них, но и на самого руководителя, который начинает испытывать стресс и перегрузку.
Человек идет по головам

Микроменеджмент имеет свои опасности. Во-первых, он демотивирует сотрудников, поскольку они чувствуют, что им не доверяют и их компетенция постоянно под сомнением. Это может привести к ухудшению качества работы и снижению производительности. Во-вторых, микроменеджмент отнимает время и ресурсы у руководителя, которые он мог бы использовать для решения стратегических задач и развития компании. Контроль всего и вся заставляет руководителя быть вовлеченным до мельчайших деталей, чем негативно сказывается на его эффективности и психологическом состоянии.

Какие бывают стили управления

Любая компания вырастает из эго собственника. У каждого предпринимателя большие личные амбиции и особое восприятие мира, который он всегда оценивает с точки зрения бизнес-процессов.

Этот челлендж длится всю жизнь. При любых личных обстоятельствах, даже в самое турбулентное для рынка время предприниматель будет вовлечен в развитие своего дела. И в ситуации полного краха найдет выход или просто создаст новый бизнес на обломках старого.

Для успеха бизнеса нужны три главные составляющие

  • работающая экономическая модель — отлаженные бизнес-процессы, которые делают компанию экономически эффективной;
  • компетентность и экспертность предпринимателя в той сфере, где он развивает свой бизнес;
  • искренняя любовь и даже страсть собственника к делу или продукту, который производит предприятие.

На этапе запуска бизнеса для основателя важны энергия лидерства, драйв и увлеченность своей идеей. Когда процессы, скрипты и стандарты только формируются, хорошо работает авторитарный стиль управления.

По мере роста компании собственнику нужно переходить на визионерский и наставнический стиль.

Собственник-визионер описывает результат, которого нужно достичь, задает направление развития, но выбор инструментов для решения задачи оставляет за топ-менеджментом.

Собственник-наставник создает в компании такую среду, где поддерживаются личностное развитие и рост сотрудников, а также происходит тестирование гипотез. Там можно допускать ошибки, делать из них выводы и двигаться дальше.

Для наставника важно создать атмосферу, где личные цели каждого специалиста будут синхронны целям компании. Тогда внутри организации появится единый вектор развития и сформируется настоящая команда с общими ценностями.

Собственнику при этом нужно увести фокус внимания с собственного эго и личных амбиций в сторону общих целей предприятия как живого организма, действующего в рамках одной системы.

В чем проблема авторитарного стиля управления бизнесом

Многие предприниматели испытывают сейчас кадровый голод, а оставшихся на рынке соискателей считают безответственными и безынициативными. По данным исследований FinExpertiza, на современном рынке труда на одного соискателя действительно приходится целых 2,5 вакансии.

И тем не менее, задача с поиском квалифицированных кадров выглядит нерешаемой только для тех собственников, чьи непомерные личные амбиции тормозят рост компании. Если все бизнес-процессы подчиняются только их воле, то неизбежно возникнут проблемы с делегированием. При таком стиле управления масштабировать и строить долгий успешный бизнес не получится.

Эгоцентризм собственника бизнеса

При найме топ-менеджеров основная ошибка собственников — это сравнение кандидатов и их навыков с собой и своими компетенциями. Здесь все окажутся другими. И даже А-players с твердыми результатами в своей сфере будут выглядеть недостаточно соответствующими открытой позиции.

Приведу в пример свой опыт. Я считала, что найти маркетолога в проект невозможно, потому что на рынке нет высококлассных специалистов. Затем исследование причин этой ситуации помогло мне увидеть свое подсознательное убеждение, что никто не справится с этой работой лучше меня.

Очевидно, что выиграть конкуренцию с собственником компании объективно невозможно. Ведь только он может так глубоко чувствовать смыслы и транслировать ценности продукта, чтобы увлекать своим азартом покупателей и эффективно продавать. Но в мире много талантливых профессионалов, которые способны показывать хорошие результаты, действуя по-своему.

Эксперты не хотят участвовать в конкурентной игре с собственником и тратить энергию на противостояние. Они нацелены на построение карьеры и реализацию своего потенциала в общей командной работе.

С новыми сотрудниками надо просто оговаривать результат, к которому необходимо прийти для достижения целей компании, и не заниматься микроменеджментом. Конечно, риск, что менеджер не оправдает доверие, есть. Но эта условная инвестиция в сотрудников имеет самый высокий ROI (доходность).

Как избавиться от личных амбиций

Избавиться от личных амбиций помогают soft skills руководителя: коммуникация и критическое мышление. Если предприниматель перестает соревноваться с кандидатами, то он с другим отношением публикует вакансию, проводит собеседования и ставит техническое задание HR-менеджеру.

Кандидаты, чьи ценности близки компании, обязательно придут. Соберется сильная команда. И уже с ней можно будет идти к понятным, измеримым результатам, которые руководитель должен озвучивать каждому ключевому сотруднику.

Например, цель работы HR-менеджера не должна быть только в проведении собеседований и организации корпоративов. Перед эйчаром нужно ставить конкретные задачи: нанять e-com директора, который к марту 2024 года успешно пройдет испытательный срок, или организовать в декабре корпоративное мероприятие, которое увеличит показатель eNPC коллектива на 70%.

Руководитель и подчиненные

Работать в команде — это значит слышать других, выстраивать коммуникацию, доверять, находиться в диалоге, с уважением относиться к мнению, отличающемуся от видения лидера. В исследовании разных точек зрения на одну и ту же ситуацию и кроется решение, которое может привести компанию к успеху.

Эффективная команда может устраивать жаркие дискуссии во время брейншторма и объединяться, действовать сообща, поддерживать друг друга и идти в едином направлении в критические моменты.

Зачем расширять сознание

Чтобы добиться внешних изменений, нужно расширять сознание. Как это сделать? Способ простой — идти в новый опыт.

У мозга есть энергосберегающая способность — он выдает нам готовые скрипты, чтобы не искать иные пути решения. Поэтому людям привычнее действовать на основе прошлого опыта, в то время как пополнить знания или найти альтернативное решение можно только посредством принятия несвойственных себе решений.

Чтобы расширить сознание, надо учиться новому, выстраивать коммуникацию с теми, кто добился большего или достиг выдающихся результатов в своем деле. Таким образом у руководителя появляется пул новых инструментов, которые в дальнейшем можно применять как внутри компании, так и в своей жизни.

Более того, новый опыт позволяет развивать необходимый для управленца эмоциональный интеллект. Ведь в век цифровых технологий лидеру стало еще важнее правильно реагировать на кризисные ситуации в коллективе, принимать ошибки и извлекать из них уроки, обладать эмпатией к людям-противоположностям.

Когда руководитель прислушивается к альтернативным точкам зрения, он становится более пластичным, подвижным и начинает развиваться ускоренными темпами. Эмоциональный интеллект позволяет мотивировать команду, обучать и идти в будущее, а не жить прошлыми достижениями.

Содержание