Как правильно планировать карьерную траекторию

Среда, 10 января 2024 г.
Планирование карьеры является ключевым аспектом успешного развития в профессиональной сфере. Чтобы построить успешную карьеру, необходимо разработать карьерную траекторию – детальный план с целями, расчитанный на 5-10 лет вперед. Это поможет вам стать более организованным, целеустремленным и направленным в своих усилиях.
Профессиональная карьера

Основа планирования карьеры – определение основных карьерных целей на разные периоды времени. План должен включать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, позволяющие вам прогрессивно двигаться вперед и достигать желаемых результатов. Краткосрочные цели могут быть поставлены на год, среднесрочные – на три года, а долгосрочные – на пять или десять лет.

При разработке карьерной траектории нужно учитывать не только вашу текущую должность и компанию, но также взглянуть в будущее и определить, где вы хотели бы видеть себя через несколько лет. Это может быть продвижение по карьерной лестнице, переход на новую должность в компании, смена отрасли или даже создание своего собственного бизнеса.

Какие бывают карьерные траектории

Специалисты выделяют три основных вида карьерной траектории: горизонтальная, вертикальная или зигзагообразная.

  • Вертикальная карьерная траектория. Предполагает рост в должности — например, от HR-менеджера до руководителя группы. Часто строится в рамках одной большой компании, корпорации, холдинга, но возможен и переход из одной компании в другую с постоянным повышением.
  • Горизонтальная траектория. Это расширение профессиональной экспертизы за счет получения дополнительного образования или нового опыта, а также роста зоны ответственности — взятия на себя дополнительных обязанностей или участия в новых проектах.
  • Зигзагообразная траектория. Cтроится произвольно. Например, предприниматель решил вернуться в наем после пяти лет развития своего бизнеса или сотрудник захотел перейти на позицию ниже в смежном направлении. Переходы такого вида часто связаны с переквалификацией. При этом они не всегда бывают запланированными.

Выбор траектории зависит от ситуации, в которой находится кандидат, от его целей, опыта работы и прочих факторов. Например, кандидат был менеджером по закупкам среднего звена в зарубежной компании, по сути, руководил службой. В возрасте 40 лет решил уйти в трейдинг, а еще через пять лет понял, что хочет вернуться в наем, но уже в зарубежную компанию. На должность директора его не берут. Тогда он задумывается о том, как вернуться в стабильный наем. Он выясняет, что за пять лет он утратил экспертность в закупках, и решает рассмотреть более низкую позицию. Один из вариантов возвращения в сферу — даунгрейд до позиции линейного руководителя или ведущего специалиста с целью дальнейшего роста.

Как прийти в желаемую точку

Какой бы вариант карьерной траектории вы ни выбрали, для того чтобы прийти в желаемую точку, понадобится карьерный трек. Разберем на примере, что это такое. Например, одна девушка устроилась на позицию «дизайнер соцсетей и презентаций» в компанию — производителя мебели. Однако вскоре задумалась о смене профессии (зигзагообразный карьерный трек). Она освоила навыки работы на маркетплейсах. Тем временем работодатель девушки решил выйти со своими товарами на Wildberries. Зная про интерес сотрудницы, руководство доверило ей новый проект. Таким образом, сотруднице не пришлось менять место работы, а ее движение по карьерному треку трансформировалось в горизонтальное.

Ниже приведу список шагов, которые помогут составить карьерный трек для себя.

Выясните, что вас мотивирует

Если говорить о личной мотивации человека, то существует два общеизвестных ее вида — внутренняя и внешняя. В первом случае мотивация рождается внутри человека и основывается на его ценностях. Например, вы с детства любили помогать людям и решили стать хирургом.

Внешняя мотивация подразумевает влияние определенных обстоятельств, в которые человек попал. Например, желание родителей, чтобы вы продолжили династию врачей-хирургов.

больница

Анализ того, какая мотивации вами движет, можно провести с помощью техники «Хочу.Могу.Надо». Распишите свои желания и интересы, опыт, который у вас уже есть или который вы можете получить, а также требования, которые накладывают жизненная ситуация и реалии рынка труда. Сопоставьте их друг с другом. Так вы поймете, по какой траектории вам лучше двигаться. Например, если у вас превалирует внешняя мотивация, то есть смысл выбрать зигзагообразный трек — начать работать по профессии, которую вы уже получили, а в дальнейшем задуматься о переквалификации, если же — внутренняя, то — вертикальный трек.

Определитесь с желаемым уровнем дохода

Пообщайтесь с коллегами и работодателями или, что проще, проанализируйте предложения на hh.ru. Так вы поймете, на какую зарплату можете претендовать.

Сформулируйте цель

Вы можете использовать для этого методику SMART. Следите, чтобы цель была конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (attainable), актуальной (relevant) и ограниченной во времени (time-bound). Например, цель может выглядеть так: через 12 месяцев освоить аналитические инструменты, чтобы перейти в смежное подразделение с повышением зарплаты. Определите шаги, которые будут способствовать достижению вашей цели.

Выявите свои слабые стороны

Слабые стороны помогут найти зоны роста. К примеру, вы работаете бухгалтером и умело выполняете свои основные обязанности — проверяете банковские выгрузки, контролируете ведение бухучета. Однако хотите занять должность финансового директора. Для этого cледует развивать стратегические навыки, а именно управление финансовыми потоками, бюджетирование, финансовое планирование, обеспечение экономической безопасности бизнеса.

Подумайте, почему работодатель должен заинтересоваться вами

Оцените свой опыт и продумайте ценностное предложение, чтобы получить конкурентное преимущество на фоне других соискателей. Например, если вы занимаете позицию генерального директора, то умеете управлять разными людьми и командами, а также корректно ставить задачи.

Сформируйте портфолио

Кандидаты, которые участвовали в стажировках, проектах некоммерческих организаций или вели проекты на фрилансе, имеют большое преимущество перед кандидатами без реальной практики.

Оцените цифровые навыки

Выберите 10–15 интересующих вас вакансий и выделите пять—семь ключевых требований в них. Оцените, соответствуете ли им. Обратите внимание на базовые навыки. К примеру, обработка, анализ и презентация данных — это то, что сегодня должны уметь делать почти все специалисты, даже если речь не идет об IT или digital-сфере. Кроме того, трудно встретить компанию, где не нужны навыки использования разных продуктов пакета Microsoft Office.

Проверьте мягкие навыки

К наиболее востребованным мягким навыкам относятся: коммуникабельность, гибкость, адаптивность, эмоциональный интеллект, готовность к изменениям. Посмотрите, каких из этих навыков вам не хватает и как можно их развить.

Распишите промежуточные этапы

Наметьте промежуточные этапы в рамках карьерного трека — это может быть, к примеру, снижение грейда, переход в другое подразделение или движение между наймом и собственным бизнесом. Следите за тем, чтобы этапы вели к цели, которую вы перед собой поставили.

Представим, что вам сделали интересное рабочее предложение. Если у вас есть карьерный трек, вам будет легко определиться, принять его или нет, вписывается оно в ваши цели или нет. Если же карьерного трека нет, то любое предложение будет привносить в вашу жизнь сильный эмоциональный дисбаланс. Вы будете гадать: «Это действительно то, что мне нужно? А вдруг я упущу эту возможность? А если я разочаруюсь?»

Содержание